Danced with the Goddess
Этот стиль до сих пор остается не до конца понятым среди зрителей и вызывает бесконечные восторги среди деятелей танцевального искусства. Лет пять назад в России посмеивались: “Готы танцуют танец живота”. Ненавистное всеми танцовщицами сравнение с “цыганскими плясками” можно услышать и по сей день. С одной стороны - танец-гипноз, с другой – вихрь разноцветных юбок. С одной стороны – взгляд внутрь себя, с другой – улыбка навстречу публике. Трайбл не создан для кратких описаний. В нем нет незатейливого кокетства Востока, бескомпромиссной страсти Испании – являясь сочетанием этих крайностей, он дает результат, сравнимый с самой жизнью. Такой же сложный, непредсказуемый и противоречивый. Но, тем не менее, все больше людей по всему миру, разгадав загадку этого противоречия, находит в нем бесконечное пространство для воплощения своих творческих фантазий.
Танец – язык тела, и в этом понимании ни один стиль до сих пор не был столь прямолинеен. Tribal fusion. American tribal style.
Начать с истоков всегда непросто, но в данном случае название говорит само за себя: tribal fusion, племенное слияние. Философия танца говорит о духовном единстве всех народов мира. Это чарующий синтез традиционных танцев Востока, Азии и Европы в современной подаче. Точкой пересечения культур стала Америка 80 годов. И до сих пор именно у американских преподавателей мечтают брать уроки все отечественные танцовщицы. Некоторым счастливчикам выпадает возможность посетить пару-тройку мастер-классов, а некоторым везет по-крупному.
Анастасия Антипова, она же Le Fay. Уроженка Казахстана в составе Солстис группы, ученица знаменитой Сэры – о родине трайбла из первых рук.
Когда я приехала в Америку, я не имела никакого представления ни о трайбле, ни о танцах вообще. Если вспоминать, то влечения к танцам я никогда не испытывала в принципе. Всегда с неохотой ходила на школьные дискотеки и никогда не танцевала даже для себя, перед зеркалом. Все началось после переезда в Нью-Йорк, там я начала заниматься стрип-денсом, с которого все и началось.
Узнала о стиле трайбл фьюжн я, как и многие, с видео на youtube. Прыгая с одного ролика на другой, я случайно наткнулась на DVD "Fantasy Bellydance". Наверное, это оказалось судьбоносным, что первым я увидела именно видео Сэры Солстис, ее хореографию "Shadow". Это было как небесная мана! Я до сих пор не могу описать тех чувств и эмоций, что переполнили меня! Просто мурашки по коже и дрожь в коленях. Я сразу же заказала тот DVD, и Сэра просто не покидала моих мыслей. Я просмотрела все видео с ее участием, прочитала ее биографию и - о, чудо из чудес! - оказалось, что она тоже из Нью-Йорка и имеет здесь школу. Не могу поверить, насколько мне повезло с этим совпадением.Долго ждать я не стала и пошла в ее школу.Но оказалось, что она не преподает новичкам, поэтому моей первой учительницей стала замечательная Daniel Huton. До сих пор ее очень люблю, беру у нее уроки dubstep bellydance. Постепенно я дошла до уровня учениц Сэры и стала посещать занятия. Она сразу оценила мои способности и старания, и в скором времени я попала в состав Solstice group. Это коллектив Сэры, с которым она выступает на фестивалях. Для меня это было огромным прыжком, ведь на то время я занималась танцами едва 2 года.
Было сложно, огромное давление, постоянное чувство, что я не достаточно хороша, чтобы быть частью группы... Но это все того стоило!
- Многим может показаться странным, что ты занимаешься двумя, абсолютно противоположными между собой стилями: стриптиз и трайбл. У тебя самой не возникает, в связи с этим, некоторых внутренних противоречий?
Внутренних разногласий не возникает. Сейчас танец – это моя жизнь. Это как ритуал, а ритуалы могут нести разное послание. Я танцую трайбл, стриптиз и гоу-гоу, все эти выступления не имеют между собой ничего общего, но на сцене мне не приходится играть, как актрисе. Все это - я, только со множеством разных лиц.
Конечно, трайбл для меня более духовный танец. Как молитва, самое сокровенное, истинный момент самовыражения. Поэтому, пока трайбл является для меня лишь хобби, мне очень сложно танцевать в этом стиле "по заказу". Это должно нести важное послание и значить для меня нечто большее, чем просто работа.
К тому же в некоторых случаях это даже играет на руку. Например, на мастер-классе Зои, выполняя одно упражнение, нужно было, грубо выражаясь, потрясти попой в разных положениях - стоя, в полуприсяде, на корточках и так далее. Я это делала профессионально, потому что работа такая. Выражение ее лица, когда она это увидела, было на миллион! Все просто покатились со смеху, а она зачаровано простояла секунд тридцать, не отрывая глаз. [смеется]
- Расскажи о Солстис студии.
Солстис студия - не просто школа танцев, это сакральное место, в котором каждый находит убежище и может быть собой. Это одна большая семья, содружество женщин разного возраста, национальности и социального положения. Всех нас объединяет любовь к танцам и Сэра. Я не побоюсь сказать, что мы преклоняемся перед ней, как перед богиней. Никогда и никто не вызывал у меня подобных чувств. Я просто ощущаю себя фанатиком с сумасшедшим взглядом, когда говорю о ней! [смеется]
- Стиль танца Сэры отличает некоторая, не побоюсь этого слова, "воинственность", а какая она в жизни?
Хореография Сэры чаще всего действительно воинственная. Она, несомненно, сильная духом и телом женщина, но у нее есть и другая сторона. Нежная и чуткая сторона матери. В интернете можно найти пару видео, где она танцует в положении, вплоть до девятого месяца беременности. Это так трогательно и чувственно, что у меня каждый раз наворачиваются слезы... Та любовь, которая царит в ее семье, возможна только тогда, когда женщина является Матерью и Женой с большой буквы. Ей удается совмещать семью, танец и бизнес. Она является доказательством того, что состоятся по жизни как артист, не жертвуя личной жизнью – реально. Не многим известным танцовщицам это удается, у большинства нет детей - своеобразная жертва ради карьеры. С Сэре не пришлось делать этот выбор, и мое уважение к ней безмерно. Она мать двух прекрасных детей и любящая жена, она - учитель и наставник, она друг и сестра. Женщина, с большой буквы.
- Во время занятий она выступает перед вами только как учитель, или вместе с этим как духовный наставник? Как изменили эти занятия тебя и твою жизнь?
Нам всем (ее ученицам) есть, что от нее перенять, она не только наш учитель по танцам, но и наставник. Благодаря Сэре мы становимся сестрами и одной семьей, никто не забыт, никто не позади. Много раз в моменты депрессии моя жизнь теряла значимость, и Солстис студия была единственной соломинкой, что держала меня над пропастью. Я не могу описать словами, что значат для меня мои сестры по танцу и Сэра лично. Если бы судьба не свела меня с ней, многое в моей жизни сложилось бы по-другому, не исключено, что в худшую сторону.
- Каких еще танцовщиц ты выделяешь лично для себя? У кого еще, кроме Сэры, тебе доводилось брать уроки?
Мастер-классы я брала у Зои Джейкс, Рейчел Брайс, Оберон Шул, Марди Лав.
Рейчел, несомненно, мастер своего дела, и никто не останется равнодушным после ее выступления. Более двадцати лет практики дают о себе знать. Приятнейший человек, всегда ведет себя дружелюбно, но и очень профессионально в то же время. Она много времени уделяет йоге и мелким техническим деталям. Ее занятия очень интенсивны, тяжелы для начинающих, но пролетают на одном дыхании. Она – совершенство, к которому каждая трайбл танцовщица должна стремиться, хотя бы в плане техники.
Зои Джейкс моя любимица. С ней легко быть “на короткой ноге”, она безбашенная, словно вечная девочка-подросток. Ее занятия всегда полны шуток и хорошего настроения. Она мне очень близка по духу и по стилю танца, ее уроки и хореография даются мне легко и натурально. Она дает мастер-классы вместе с Оберон, и атмосфера всегда просто сумасшедшая, в хорошем смысле этого слова. Под конец все превращается в тусовку. Что мне особенно нравится - Оберон вносит в танец элементы хип-хопа.
Марди Лав делает уклон на кабаре стиль, что мне не очень близко. Взяла с ней мастер-класс скорее для общего развития.
- Кто строже в оценках?
Оценок никто из них не дает, персональных корректировок тоже. В общем, как можешь, так и танцуешь.
- В России трайбл до сих пор остается экзотикой. Как с этим обстоят дела на родине?
Здесь трайбл очень распространен, даже через чур. Дело бытовое. На многих готических вечеринках, фентези фестивалях – везде.
- Какие сейчас видны изменения стиля? Люди придерживаются классики или стараются вносить свои лепты? Какие "модные" веяния встречаются чаще всего?
Как я и говорила, чаще всего бэллидэнс перекрещивается с фэнтези фестивалями и готическими, вампирскими тусовками. В первом случае - это чаще всего традиционный АТС, во втором – трайбл фьюжн. Огромное место сейчас занимает дабстеп. На последних крупнейших американских бэллидэнс фестивалях, таких как Tribal Fest и Rakkasah, почти все танцовщицы выбирали дабстеп для своих хореографий. Интересное, но, скорее всего, временное веяние. Так же популярен кабаре стиль, но он получил распространение уже давно.
- Какие ошибки на твой взгляд чаще всего совершают начинающие танцоры? Какие совершала ты сама, и как их избежать?
Не сдаваться! Многие приходят в школу, увидев чье-то выступление, и им изначально кажется, что это легко и красиво. Но отучившись пару месяцев, они понимают, как далеко им до уровня Рейчел, и сдаются. Так же многие ожидают быстрого прогресса от одного занятия в неделю, а так ни в чем не бывает. Заниматься необходимо как минимум 3 раза в неделю. А Рейчел и Зои танцуют каждый день, от 3 до 5 часов, как они сами говорят.
Второй совет - выступайте! Когда я пришла в Солстис студию, у нас намечался большой соло салон, и я даже думать не смела об участии. Но, спасибо Сэре, ей удалось меня убедить. Мне позволили выучить готовый танец, и я выбрала "Kali" Ариэллы. Сэра была очень мной впечатлена и захвалила до полусмерти. Не решись я тогда, я бы, наверное, еще долго не вышла на сцену. Многие боятся, думают, что они еще не достаточно хороши и бесконечно откладывают.
Поймите меня правильно - я не считаю, что нужно кидаться в крайности и выходить на сцену полным новичком, в юбке из шторы и танцевать "отсебятину". Просто нужно провести грань. Если вы только начали заниматься - танцуйте на камеру для себя, потом для родственников и друзей. Учитесь выступать, преподносить себя, это так же важно, как и хорошая техника.
Я сама над этим все еще работаю, мне очень сложно входить в контакт с публикой. Чаще всего, когда танцую, я вообще представляю, что танцую для пустого зала. Иногда это хорошо, становится частью образа, но не нужно строить эту стену, ее очень трудно сломать в последствии.
Третий совет - работайте над своим костюмом и образом! Это как минимум 50% успешного выступления. Когда на сцену выходит красивая девушка в оригинальном костюме - кому это может не понравиться? Большинство зрителей не понимает сложности вашей хореографии и мелких технических нюансов, для них это в первую очередь просто танец. Именно по этой причине многим кажется, что они смогут выучиться за пару месяцев – даже самый сложный танец зрителю кажется выполненным легко и непринужденно. Так что это может быть простейшая хореография, но красивая подача. Я сама имела возможность в этом убедится, на своем последнем выступлении на Фэириконе. Тогда собралось огромное количество зрителей, и первую половину танца все разглядывали именно мой костюм. Поймав внимание публики, я его уже не потеряла. Многие после выступления сказали, что я просто загипнотизировала их, хотя как танцовщица могу сказать, что мой танец был далек от совершенства и оригинальности. Признаюсь, мне и самой было очень скучно пересматривать его на видео! [смеется]
- В чем ты черпаешь вдохновение, придумывая сценические образы?
Я язычница, и все мои танцы – это своего рода ритуал единения с энергией вселенной и абсолютным женским началом, Богиней. После каждого своего выступления я произношу определенную фразу, которую я использовала с самого начала своей танцевальной карьеры: "Danced for the Goddess, danced with the Goddess, danced as the Goddess". Я предпочитаю не переводить ее, но дословно она прозвучала бы так: "Танцевала для Богини, танцевала с Богиней, танцевала как Богиня". Честно сказать, я уже и не помню, откуда ко мне эта фраза пришла, сама я ее придумала или где-то вычитала, но она очень прижилась и дает мне нужное вдохновение.
Костюмы и образы я придумываю сама. Было единственное исключение, когда я использовала в костюме оленьи рога, что является коронной “фишкой” Зои Джейкс. На тот момент я уже взяла у нее мастер-класс, и она так вдохновила меня, что я сделала танец под Beats Antique "Revival", очень близкий ей по стилю. Многие танцовщицы тогда отрицательно отозвались о моем выступлении, мол, скопировала, да еще и неудачно. Не скажу, что меня это задело, потому что я думала об этом именно как о вдохновении, а не копии. Тем более что публика, перед которой я выступала, была в восторге, они никогда ничего подобного не видели. Я понимаю, что на трайбл фестивале это было бы неуместно, так как там требуется именно уникальность стиля, но на любой другой вечеринке – почему нет? Кстати, в последствии я показала видео с того выступления Зои лично. Она меня похвалила и одобрила, а это самое главное.
- Твои пожелания начинающим?
Все знаменитые танцовщицы единогласны в своем пожелании, и я к ним присоединюсь: практика, практика, практика. Это единственный, хоть и банальный совет. Когда вы смотрите видео Зои и Рейчел, помните, скольких лет это работа. И, исходя из этого, делайте выводы. Насколько серьезно вы к этому подходите. Не сдавайтесь, если после пары месяцев вы все еще не танцуете как Зои. Танцуйте для своего удовольствия!
лайки ставить здесь